Под инцидентом, согласно 1 статье 116-ФЗ, понимается отклонение от установленного режима технологического процесса, и повреждение или отказ технических устройств, эксплуатируемых на ОПО – опасном промышленном объекте. Также к инцидентам относятся различные нарушения:
- технических нормативных документов, устанавливающих правила работ на ОПО;
- некоторых нормативных правовых актов РФ;
- некоторых федеральных законов;
- некоторых положений 116-ФЗ.
Существует такая нормативно закрепленная процедура, как техническое расследование причин инцидента на ОПО. Ее задача – документально зафиксировать причины инцидента и его обстоятельства. Регламентируется это расследование таким документом, как ПРИ – «Положение о порядке технического расследования причин инцидентов». Участники расследования инцидента, согласно нормативам, должны также разработать мероприятия по профилактике подобных происшествий, и определить лиц, на которых возлагается ответственность за данное происшествие.
Расследование и все его мероприятия, а также учет инцидентов, должны быть инициированы и проведены эксплуатирующей данный ОПО организацией. А вот аварии должны расследоваться и учитываться по инициативе, при участии и под контролем местного органа Ростехнадзора. Где же здесь начинается работа специалистов нашей независимой экспертизы?
Экспертиза инцидентов и аварий: необходимость независимой экспертизы
А начинается она тогда, когда специальная комиссия, собранная для расследования причин и обстоятельств инцидента, призывает к себе на помощь независимое экспертное учреждение. Также и территориальный орган Росстехнадзора может призвать на помощь силы независимой экспертизы. Сперва пару слов о самой комиссии по расследованию инцидентов.
Такая комиссия организовывается первоначально, сразу после происшествия, и затем ею призывается на помощь независимая экспертиза инцидентов и аварий. В состав первоначальной комиссии по техническому расследованию инцидента на ОПО входят или могут входить:
- как глава или председатель – первое лицо эксплуатирующей организации, заместитель, или ответственный за производственный контроль, главный энергетик, главный инженер, или другое лицо;
- представители органов местного самоуправления (в различных случаях повреждения местных объектов капитального строительства и в других случаях);
- представители местного органа Ростехнадзора;
- могут входить представители предприятия-изготовителя оборудования, на котором произошел инцидент;
- работники аварийно-спасательных формирований и служб;
- могут входить представители строительных, проектных, экспертных организаций и испытательных лабораторий;
- по усмотрению владельца ОПО в комиссию также могут входить представители других государственных ведомств, и других организаций.
Комиссия собирается (формируется) специальным приказом, и со дня его издания должна без промедления приступить к работе. Как показывает практика, мероприятия по расследованию инцидентов занимают в среднем от пятнадцати до тридцати рабочих дней. Вот эта комиссия по техническому расследованию причин инцидента или аварии может привлекать к работе по расследованию происшествия независимых экспертов.
Независимая экспертиза инцидентов и аварий от ЭК «Наука и Право» может принять участие в расследовании Ваших инцидента или аварии в любой момент, по приглашению комиссий по техническому расследованию причин инцидента. Или по приглашению судебных инстанций, или по приглашению руководящих лиц, ответственных работников, органов Ростехнадзора или других субъектов.
Мы проведем экспертные и исследовательские работы по расследованию происшествия, его обстоятельств и причин, и в соответствии со всеми регламентами и правилами подготовим свои заключения для комиссии по техническому расследованию происшествия или для других лиц. Комиссия по техническому расследованию прикладывает эти отчеты и заключения к материалам своего расследования.
Экспертиза инцидентов и аварий: какую работу проводит независимая экспертиза «Наука и Право»
Независимая экспертная комиссия, которую комиссия по техническому расследованию привлекает к расследованию, проводит комплекс мероприятий для выявления причин и подробностей инцидента или аварии. Эксперты могут предпринимать следующие действия:
- осматривать, фотографировать, проводить видеосъемку места происшествия, составлять схемы и эскизы места аварии;
- создавать протокол осмотра места происшествия;
- взаимодействовать со спасательными подразделениями;
- собирать от должностных лиц, бывших свидетелями происшествия, письменные объяснения;
- опрашивать очевидцев;
- выяснять, какие события предшествовали инциденту или аварии, и проводить изучение и анализ этих событий;
- выяснять характер и подробности нарушения технологических процессов использования оборудования, которое вышло из строя;
- выяснять произведенные нарушения норм и правил промышленной безопасности;
- проверять, насколько объект, на котором произошло происшествие, или технологический процесс, который связан с происшествием, соответствуют проектным решениям;
- проверять качество и целесообразность принятых в отношении пострадавшего объекта проектных решений;
- проверять соответствие применения оборудования его назначению и нормативам;
- проверять наличие и исправность различных средств защиты в соответствии с нормативами техники безопасности и промышленной безопасности;
- проверять квалификацию персонала, работающего с оборудованием на ОПО;
- устанавливать факты нарушения требований промышленной безопасности;
- устанавливать лиц, допустивших нарушения требований промышленной безопасности;
- разрабатывать и предлагать меры для устранения причин происшествия;
- разрабатывать и предлагать меры по профилактике подобных происшествий в дальнейшем;
- а также определять общий объем причиненного вреда, включая вред, причиненный окружающей среде, потери из-за неиспользованных возможностей, социально-экономические потери, и прямые потери.